Лекция №1

 Этот курс кратко ознакомит вас с лекционным материалом

Министерство образования и культуры Кыргызской Республики

 

 

 

 

Конспект лекций по информатике

для студентов медицинского факультета ОшГУ

 

(сокращенный вариант (demo -version))

Разработан преподавателем Сирочевым М.Б.

 

 

Подпись:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:       Лекции по информатике

на медицинском факультете ОшГУ

1.     Лекция №1 (Общие сведения о системе Windows)

2.     Лекция №2  (Основные элементы Windows)

3.     Лекции №3, 4, 5  (Word)

4.     Лекция № 6 (Excel)

5.     Лекция № 7  (ВВЕДЕНИЕ В   INTERNET)

 

 

Лекция №1 (2 часа)

Общие сведения о системе Windows.

 

В последнее время среди пользователей IBM-совместимых компьютеров большую популярность получила система Windows.

Система Microsoft Windows является примером качественно новой программной оболочкой. Не будет преувеличением сказать, что эта система вызвала появление нового поколения программ, созданных для персональных компьютеров. Эти программы открывают перед пользователем доступ к огромным потенциальным возможностям компьютеров. Но для использования таких программ (а их тысячи!) необходимо знать платформу, на которой эти программы работают - Microsoft Windows.

Цель нашего курса - ознакомиться с основами Windows , получить необходимые навыки при работе с системой.

Изучить эти основы довольно легко. Но Windows - огромная и сложная среда выполнения программ, изучение которой приносит пользу.

 

Что такое Windows?

Систему Windows называют "средой выполнения". Это не операционная система. Управление файловой структурой осуществляет MS-DOS, которая должна быть установлена до запуска Windows. Windows также не является и прикладной программой. Такие программы, как текстовые редакторы, системы управления базами данных, электронные таблицы и другие, ориентированы на получение какого-то результата. Они производят определенный конечный продукт для пользователя. Windows этого не делает. Вместо этого Windows создает на Вашем компьютере такую среду, которая, облегчит Вам использование компьютера:

   сделает работу более эффективной;

   позволит использовать гораздо более мощные программные средства, работа с которыми была бы невозможна без Windows;

   позволит лучше управлять ПК.

Назначение.

Операционная среда Windows предназначена для:

- облегчения доступа пользователя к информационным ресурсам и программным компонентам, хранящимся в компьютерной системе;

- организации параллельного использования ресурсов компьютерной системы;

  Основные характеристики.

1. Windows - представляет собой замкнутую рабочую среду.

 Практически любые операции, доступные на уровне операционной системы, можно выполнить без выхода из Windows.

2. Windows - представляет собой графическую оболочку.

Пользователю нет необходимости вводить команды с клавиатуры в виде текстовых строк. Необходимо только внимательно смотреть на экран и выбирать из предлагаемого набора требуемую операцию с помощью манипулятора мышь.

3.    Windows - обеспечивает независимый запуск и параллельное выполнение нескольких задач (многозадачность).

 Это значит, что в среде Windows могут одновременно выполняться несколько программ, в том числе копии одной и той же программы. Часть из этих программ или задач может находится в приостановленном состоянии, а другие могут обрабатывать информацию в фоновом режиме, т.е. использовать процессор в то время, когда он свободен от основных нефоновых задач.

Пользователь имеет возможность переходить от одной программы к другой, переносить между ними информацию, выгружать одни и загружать другие.

4.    Windows - интегрированная Среда.

 

В наибольшей мере возможности Windows могут использовать только те программы, которые написаны специально для этой системы. Такие программы должны следовать принятым в Windows соглашениям, благодаря чему они становятся  “универсальными”. Эта универсальность проявляется, например, в едином интерфейсе с пользователем, в общем механизме обмена информацией любого типа между частями одной программы или между различными программами.

Любая программа, загружаемая в Windows, называется приложением.

Программы, специально созданные для работы в Windows, называются. Windows приложениями.

Под управлением оболочки Windows могут работать не только Windows-приложения, но и обычные программы, работающие в среде ДОС, - так называемые ДОС-приложения (ДОС-прикладные программы). Windows-приложения не могут выполнятся в ДОС .

Все  Windows-приложения имеют однотипное меню, в каждом меню имеется пункт помощи по работе с программой. При возникновении ошибок и сбоев в  работе с системой на экране появляется комментарий, объясняющий возникшую ситуацию.

Особенности представления материала в системе Windows и приемы работы с ней сделали эту систему одной из наиболее используемых. Это обусловлено такими ее преимуществами, как                                                            

Удобство (одинаковые приемы при работе со всеми видами программного обеспечения Windows, применение манипулятора мышь).

Доступность (свободный переход от одной программы к другой, работа сразу с несколькими приложениями)

Наглядность (графическое изображение).

 

Версии Windows.

Операционная среда Windows (окна) ведет отсчет своей истории с ноября 1985 года, когда компания Microsoft объявила о выпуске операционной оболочки Windows 1.0. Другое ключевое событие произошло в апреле 1990 года, когда в продажу поступила Windows 3.1. С этого момента Microsoft именует ее операционной системой, хотя, это не корректно. Windows 3.1 не являлась и не является операционной системой, поскольку не может функционировать самостоятельно.

Самостоятельной операционной системой является Windows NT (New Technologies - новые технологии), ориентированная на применение в локальных сетях и мощных миникомпьютерах. Эта операционная система стала широко внедряться на рынке с осени 1993 года. Новая версия Windows, носящая название Windows 95, появившаяся в продаже в 1995 году сохраняет стиль предшествующих версий, обладает всеми необходимыми для операционной системы свойствами и способна функционировать на персональных компьютерах среднего класса. Под управлением Windows 95 способны успешно работать программы, разработанные для MS-DOS, Windows и Windows NT.

 

Что Вам необходимо для работы с Windows?

Рекомендуются, как минимум, AT386SX с 2 Мегабайтами памяти RАМ. Необходим жесткий диск, причем непосредственно Windows займет на нем около 55 Мегабайт дискового пространства. Поскольку Windows - графическая программа, в отличии от основанной на работе в текстовом режиме DOS, она интенсивно использует процессор. Это значит, что для получения того же ожидаемого результата, что и при работе с неграфической системой, нагрузка на компьютер гораздо больше. Очевидно, что чем быстрее Ваш компьютер, тем лучше работает Windows.

 Кроме того, необходима мышь и цветной монитор. Без этих усовершенствований Windows просто не сможет делать то, для чего она предназначена.

НИКОГДА не следует копировать  Windows с какого - либо другого  компьютера. Каждая конфигурация Windows для отдельной системы  уникальна. Десятки файлов  связывают Windows, DOS и  прикладные программы. Копирование только одной  системы Windows может привести  к выдаче самых неприятных сообщений на скопированной системе. она уже  никогда не будет работать  правильно.

 Всегда устанавливайте Windows с оригинальных установочных дисков.

                                      

Лекция №2  (2 часа)

 

“Основные элементы Windows”

 

Цель: ознакомиться с основами Windows , получить необходимые навыки при работе с системой.

Microsoft Windows - мощная операционная оболочка, которая откроет вам доступ ко всем средствам PC DOS, не требуя запоминания его команд. В Windows используется графический пользовательский интерфейс (GUI), благодаря которому вы видите на дисплее средства, необходимые вам для выполнения конкретных задач по обработке файлов и управлению программами.

Начальный экран Windows

При работе с любым приложением можно использовать весь экран дисплея. На рабочем столе расположены значки, которые называются элементами рабочего стола. Это значок Мой Компьютер, Корзина, и значки пользователя. Запуск любого приложения, чей значок отображается на экране, осуществляется двукратным нажатием на левую клавишу мышки, в момент, когда стрелка указателя находится на нужном вам значке.

Окно с приложением можно развернуть, при этом оно увеличится до размеров всего экрана. При свертывании окно превращается в значок, расположенный внизу экрана. В свернутом положении соответствующие приложения продолжают работать.

Для того, чтобы развернуть окно приложения, используется кнопка Развернуть, находящаяся в правом верхнем углу экрана. На эту кнопку надо перевести указатель и щелкнуть кнопкой мыши. При нескольких развернутых приложениях соответствующие окна накладываются одно на другое. Кнопка Восстановить, также расположенная в правом верхнем углу экрана, позволяет восстановить прежний размер окна.

Windows имеет средство, называемое “Рабочее поле” (DeskTop) которое позволяет пользователю оформить пустой экран при помощи множества цветов, картинок и “обоев”. Поскольку Windows это система, основанная на графике, пользователь может в качестве обоев подключать свои собственные графические изображения. Система Windows может быть настроена так, что при старте она отобразит то же состояние экрана, которое было, в момент последнего выхода из Windows.

Чтобы было удобнее работать с Windows, надо знать, как управлять рабочим столом Windows, или, что почти то же самое, управлять окнами.

Все окна, которые появляются в Windows, можно открыть, закрыть, передвинуть и изменить в размерах.

Общие свойства окон.

·Рамка. Все окна обведены жирной рамкой. Рамка состоит из восьми отдельных частей: четырех сторон и четырех углов.

·Строка меню содержит список доступных для работы меню.

·Кнопка системного меню позволяет изменять размеры окна, сворачивать его в значок, разворачивать в полный экран, переключаться в другую программу или же закрывать текущую.

·Строка заголовка содержит имя прикладной программы или документа.

·Заголовок окна. В нем указывается имя прикладной программы, документа, группы, каталога или файла.

·Кнопка Свернуть превращает окно в значок.

·Кнопка Развернуть разворачивает значок активной прикладной программы на весь экран. После того как размер окна увеличится до полного экрана, эта кнопка заменится на кнопку Восстановить, с помощью которой окно восстанавливается до исходного размера.

·Рабочая область - это внутреннее пространство окна.

·Граница окна ограничивает окно. Перемещая границу, можно изменять размеры окна.

·Угол окна используется для одновременного увеличения или уменьшения длины и ширины окна.

·Экран Windows. Область, окружающая окно. Экран Windows часто называют электронным рабочим столом, на котором располагаются различные объекты.

 

Проводник Windows

В левой части окна программы отображается дерево папок, в правой – содержимое открытой (текущей) папки. Рядом с именем каждого объекта (диска, папки, файла) стоит его значок, который указывает на тип объекта.

Окно Проводника

 

– значок дисковода;

– значок диска винчестера;

– значок CD-ROM дисковода;

– значок папки;

– значок открытой папки (текущей папки);

        папка содержит вложенные папки (подкаталоги)

и их структура может быть показана;

– папка содержит вложенные папки и их структура показана.

 

Нажимая мышью значки , можно показывать и скрывать структуру папок. Для открытия папки следует один раз щелкнуть по значку папки в левой части или дважды в правой. Двойной щелчок по значку папки в левой части открывает папку и показывает ее структуру.

Для перехода на один уровень вверх (в папку, которая содержит текущую папку) используется кнопка  на панели инструментов или клавиша Backspace. Чтобы перейти на один и более уровней вверх или на другой диск, можно использовать поле списка на панели инструментов Адрес. Перейти к предыдущей папке, которая была открыта, можно с помощью кнопки , а возвратиться – . Скрытые списки  содержат имена папок, которые были открыты в текущем сеансе. Для перехода к любой из них, следует выбрать в поле списка имя папки. Для вывода панели инструментов и строки состояния необходимо включить соответствующие режимы в меню Вид.

Содержимое открытой папки можно представить в 5-ти видах: Крупные значки, Мелкие значки, Список, Таблица, Как Web-станица. Для перехода между видами используется скрытый список  на панели инструментов или пункты меню Вид. Для сортировки файлов по имени, по типу, по размеру, по дате необходимо в контекстном меню или меню Вид выбрать пункт Упорядочить значки, затем – тип сортировки.

Для запуска программы следует выполнить двойной щелчок на имени файла, который ее содержит. Если дважды щелкнуть по имени любого другого файла, то загрузится программа, которая обрабатывает этот файл, а в ее окне откроется этот файл. Например, если дважды щелкнуть по файлу Договор аренды (документ Microsoft Word), то запустится программа Microsoft Word  и в ее окне документ Договор аренды.

Выделение файлов и папок

Для выделения одного файла достаточно щелкнуть мышью на его имени.

Для выделения блока файлов необходимо щелкнуть в одном углу блока и растянуть выделение до противоположного угла.

Для выделения нескольких файлов подряд – выделить имя первого файла, нажать клавишу Shift и выделить последний файл из группы.

Для выделения нескольких файлов, расположенных отдельно – нажать Ctrl и щелкать по именам нужных файлов.

Для выделения всех файлов в папке можно использовать команду Выделить все меню Правка.

 

Копирование файлов и папок

I способ:

выделить файлы и папки;

щелкнуть кнопку ;

открыть папку, в которую необходимо скопировать файлы;

щелкнуть кнопку .

Перемещение файлов выполняется так же, только вместо кнопки  используется кнопка .

II способ:

выделить файлы и папки;

в левой части окна показать папку, в которую необходимо скопировать файлы;

перетянуть выделение из правой части окна на имя нужной папки.

Если при перемещении рядом с указателем мыши появится +, то будет выполнена операция копирования. Для перемещения следует выполнять эту операцию при нажатой клавише Shift. Если рядом с указателем мыши знака + не будет, то файлы и папки будут перемещены, а для копирования необходимо перетягивать их при нажатой клавише Ctrl.

Для переименования файла или папки следует щелкнуть два раза на имени с большим интервалом. В появившейся рамке с курсором, можно отредактировать имя и нажать Enter. Также для переименования можно щелкнуть правой кнопкой мыши на имени файла или папки и в контекстном меню выбрать команду Переименовать.

Для создания папки необходимо в меню Файл или в контекстном меню выбрать пункт Создать, а затем пункт Папка. В появившейся рамке, ввести имя папки и нажать Enter.

Для создания ярлыка программы необходимо перетянуть файл, который запускает эту программу (файл с расширением exe или com) в левую часть окна Проводник на имя нужной папки. При перетягивании рядом с указателем мыши появится значок .

Для удаления файлов и папок их нужно выделить и нажать клавишу Delete или кнопку .

Для отмены последней операции необходимо нажать кнопку  или выбрать соответствующий пункт в меню Правка или контекстном меню.

Каждый объект (файл, папка, диск и пр.) имеет набор параметров. Для их просмотра и изменения следует выделить этот объект и щелкнуть кнопку  или в контекстном меню объекта выбрать пункт Свойства.

 

Word Лекция № 3, 4, 5  (6 часов)

Я в дальнейшем буду называть Word текстовым редактором. Для изучения Word вам понадобятся навыки работы с операционной системой Windows. Теперь ознакомимся с наиболее важными терминами.
Любой текст, набранный в Word, называется документом. Каждый документ получает свое имя. Все документы хранятся в папках (папки также имеют названия).
При работе постоянно используется мышь. Выражение "щелчок" означает одинарное нажатие кнопки мыши. "Двойной щелчок" - соответственно два поочередных быстрых нажатия кнопки.
В большинстве случаев используется левая кнопка мыши, правая в основном для вызова контекстного меню с дополнительными функциями.
Все перемещения по столу мыши на экране повторяет так называемый курсор (или указатель). Основная (но не единственная) его форма - стрелка. В тексте курсор имеет форму вертикальной черты.
Любая команда задается нажатием на кнопку. Кнопка имеет два состояния: включенное и выключенное. Под "нажатием" подразумевается наведение указателя на кнопку и одинарный щелчок левой кнопкой мыши.

Окно - прямоугольная область, в которой располагается активный документ. Число окон соответствует количеству открытых файлов (документов).
Ввод текста с клавиатуры на экран в Word называется набор, а вывод на принтер - печать (распечатка).

А теперь рассмотрим возможности Word.
В первую очередь текстовой редактор предназначен для работы с текстом, а именно – со шрифтами. Возможно изменение их начертания, размера, цвета и стиля. Разнообразие самих шрифтов позволяет создавать документы самого разного типа: визитки, письма, брошюры, документацию, приглашения, объявления, вывески, книги и т.д. Доступна настройка всех параметров абзаца (отступ, межстрочный шаг, выравнивание).
Word позволяет создавать таблицы в тексте, которые можно всячески видоизменять, а также проводить все возможные операции с ячейками таблицы.

Теперь стало возможным использование одновременно 12 буферов. Иначе говоря, можно скопировать до 12 различных фрагментов и вставлять любой из них при необходимости.
Word поддерживает работу с графикой. Встроенный редактор формул позволяет создавать самые сложные математические и химические формулы.
Кроме всего перечисленного в Word имеется множество дополнительных функций, ускоряющих и облегчающих работу с текстами:

Расстановка переносов;

изменение масштаба просмотра документа;

автоматическая нумерация страниц;

создание границ вокруг текста и страниц;

поддержка нескольких словарей для проверки правильности написания;

поддержка нескольких окон;

удобная справочная система;

проверка орфографии, грамматики и синтаксиса;

настройка панелей инструментов (добавление и удаление кнопок и команд);

возможность предварительного просмотра перед печатью;

вставка в текст специальных символов.

 

Шрифт - установка шрифта. Если был выделен фрагмент, то все символы в нем изменятся на новый шрифт.

Размер - изменение размера шрифта. Размер выбирается из списка или же вводится вручную.

Полужирный - включает полужирное начертание символов.

Курсив - оформление текста курсивом (наклонные символы).

Подчеркнутый - подчеркивание текста.

По левому краю - выравнивание текста по левому краю документа. Правый край остается неровным.
По центру - центрирование текста. Эта функция удобна для установки заголовков в середину листа.
По правому краю - выравнивание текста по правому краю, при этом левый остается неровным.
По ширине - выравнивание текста по левой и правой границам.
Нумерация - преобразование простого текста в список с нумерацией.

Маркеры - создание списка, в котором каждая строка маркирована специальным символом.
Уменьшить отступ - уменьшение отступа выделенных абзацев.
Увеличить отступ - увеличение отступа выделенных абзацев.
Внешние границы - добавление или удаление границы вокруг выделенного текста, абзацев, ячеек или рисунков.

Выделение цветом - установка фона текста.

Цвет шрифта - выбор цвета для символов.

После установки редактора Word всегда отображаются две панели инструментов: Стандартная и Форматирование.

 

Стандартная  панель.

Создать - создание нового пустого документа. При нажатии на эту кнопку нельзя выбрать шаблон документа.
Открыть - открытие файла, записанного на диске.

Сохранить - cохранение текущего файла. При этом не изменяется его имя и местоположение. Если файл еще не имеет имени, то его необходимо указать.

Печать текущего файла или выделенного фрагмента. При нажатии на эту кнопку нельзя задавать параметры печати (используются параметры по умолчанию).
Предварительный просмотр необходим для представления о том, как будет напечатан документ. Желательно перед печатью любого файла делать предварительный просмотр. Во многих случаях это сэкономит время и бумагу.
Правописание - проверка активного документа на орфографические, грамматические и стилистические ошибки. Во время проверки выводятся советы по исправлению ошибок.
Вырезать - удаление выделенного фрагмента и помещение его в буфер обмена.
Копировать - копирование выделенного фрагмента в буфер.
Вставить - вставка фрагмента из буфера в документ (в позицию курсора).
Для чего нужны эти операции? При работе с текстами нередко требуется набирать повторяющийся текст.

Как копировать?

Выделяем фрагмент (это может быть текст, картинка, надпись, таблица - т.е. любой объект, доступный в Word). Затем нажимаем Копировать. Что произошло? Компьютер держит в памяти выделенный фрагмент (в буфере обмена) до тех пор, пока не будет отключен. Теперь необходимо переместиться в ту позицию, куда будет вставлена копия выделенного фрагмента и нажать кнопку Вставить. Теперь скопированный ранее фрагмент можно вставлять в документ по мере необходимости. Отменить - отмена последней выполненной команды. Выполняя несколько раз отмену, можно возвратиться к тому состоянию, которое было в начале редактирования текста.

Вернуть - отмена действия последней команды Отменить.

Добавление гиперссылки - добавление новой или редактирование выделенной. В Word гиперссылки выполняют такие же функции, как и при работе в броузере.
Таблицы и границы - вывод на экран панели инструментов для создания (рисования) и редактирования таблиц.

Добавить таблицу - создание таблицы в документе. После нажатия на кнопку необходимо указать количество строк и столбцов.

Добавить таблицу Excel - добавление новой таблицы Excel в документ. Такая таблица сохраняет все свойства Excel.

Столбцы - изменение количества колонок в документе. По умолчанию установлена одна колонка.

Рисование - вывод на экран панели с инструментами для рисования и работы с графикой:

Масштаб - установка масштаба для просмотра его в увеличенном (максимум 400%) или уменьшенном (минимум 10%) режиме.

Справка по Microsoft Word - вывод на экран помощника, выдающего в ходе работы полезные советы.

Другие кнопки - добавление или удаление кнопок в панели инструментов.

 

Файл

здесь собраны все команды для работы с файлами. Создать - создание нового файла. В отличие от кнопки в панели инструментов, создание документа через меню происходит несколько иначе. В частности, открывается диалог, в котором можно выбрать шаблон, по которому будет создан документ.

Открыть - открытие файла. Необходимо указать папку, в которой записан файл и его имя. Все файлы, являющиеся документами Word, обозначаются пиктограммой.

Закрыть - закрытие файла. При выполнении этой операции не происходит выхода из Word. Если изменения в документе не были сохранены, то будет выведено предложение сделать это.

Сохранить - сохранение текущего файла. Если документ не имеет имени, то выводится диалоговое окно, в котором необходимо указать папку и название документа. Если же файл уже был сохранен ранее, то он повторно перезаписывается на диск (с тем же именем и в ту же папку).
Сохранить как - сохранение текущего файла под другим именем и в другой папке (диске).

Параметры страницы - установка параметров листов в документе.

Верхнее, Нижнее, Левое, Правое поля - расстояние от края листа до первой строки (символа) с соответствующей стороны. При редактировании текст не будет выходить за эти поля.

 

Вставка

Разрыв - добавление разрыва страницы, колонки или раздела в текущую позицию курсора

Номера страниц - для автоматической нумерации страниц документа необходимо указать следующие параметры: Положение, Выравнивание. Нажатие на кнопку Формат позволяет указать, какими символами будет производиться нумерация (арабские цифры , римские, буквы) и с какого числа начнется нумерация.

Дата и время - добавление текущей даты и времени в позицию курсора. Предусмотрены все форматы отображения этих данных.

Автотекст - добавление в документ наиболее распространенных фраз и слов. Например, при наборе письма можно ввести автотекстом Уважаемые господа,... С уважением ..., и т.д.

Поле - добавление поля в документ. Поля используются для автоматического вывода и обновления различных данных. Например, необходимо разработать форму бланка, а затем корректировать только некоторые числовые данные. В этом случае удобно использование полей. Символ - вставка символа или специального знака из какого-либо шрифта. Шрифты могут содержать буквы алфавита и графические символы.

Все символы выбранного шрифта отображены в таблице. Для увеличенного просмотра следует выделить символ. Для вставки в текст нажать кнопку Вставить. Здесь можно найти значки телефона (для визиток), маркеры (для списков, рекламы), символы различных языков (европейских и восточных), специальные символы.

Примечание - ввод в текст примечания, выделенного цветом.

Название - добавление подписей к таблицам, рисункам, формулам и другим элементам:

Оглавление и указатели - создание указателей, оглавления, списка рисунков и других аналогичных списков.
Рисунок - добавление графических изображений в документ. Это может быть рисунок из коллекции, автофигура, объект WordArt, диаграмма. Кроме этого изображение может быть отсканировано или загружено из указанного файла.

Надпись - создание надписи в документе.

Файл - вставка выбранного файла или его части в текущий документ.
Объект - вставка объектов в текущую позицию курсора. В списке представлены различные объекты.

Формат

Шрифт - изменение параметров шрифта. Все параметры задаются в следующем окне:

Здесь кроме шрифта, начертания и размера устанавливаются цвет, подчеркивание и видоизменение. В нижней части окна можно видеть, как будет выглядеть текст с текущими параметрами. Верхний и нижний индекс используется соответственно для ввода степени или индекса.

В закладке Анимация создается анимированный эффект к тексту. Использовать его можно для выделения какой-либо части документа. Анимированный фрагмент сразу привлекает к себе внимание.
Абзац - установка параметров абзаца:

Выравнивание - позволяет выстроить все начальные или конечные символы строк вдоль одной линии, в результате чего текст выглядит ровным.

Отступ - задает интервал от левого (Слева) или правого (Справа) поля до строк абзаца.

Интервал - изменение интервала между выделенным и предыдущим абзацами.

Междустрочный - интервал между строками текста. Можно выбрать как стандартный интервал (Одинарный, Полуторный, Двойной), так и установить его вручную (Точно). За счет регулирования интервала легко изменять объем документа.

Отступ - расстояние от поля до первого символа абзаца ("красная строка").

Список - преобразование текста в список. Списки могут быть маркированными (отмечены значками) и нумерованными (перечисление цифрами).
Границы и заливка - создание рамки вокруг текста или страницы, а также заливка документа заданным цветом. Предусмотрен строгий стиль (рамка, тень, объемная) рамок и множество декоративных.
Для границ задаются три параметра: Тип линии, Цвет и Ширина. Справа в окне четыре кнопки включают/отключают соответствующую границу (верхнюю, нижнюю, правую, левую). В списке Рисунок выбирается графический (декоративный) стиль рамки, т.е. она будет состоять из выбранного рисунка:

В закладке Заливка задается цвет фона, на котором располагается текст.
Колонки - изменение количества колонок в документе. Здесь устанавливается число колонок, ширина каждой и расстояние между ними. Также есть возможность поставить разделительную линию между колонками. Табуляция - установка позиции, выравнивания и символов заполнения табуляции. Символ табуляции вводится нажатием клавиши [Tab] и позволяет выровнять текст без использования каких-либо других средств. При использовании табуляции вся страница условно разбивается на несколько одинаковых зон (по интервалу табуляции, по умолчанию 1.27 см). Если один раз добавить табуляцию, то текст переходит во вторую зону, вне зависимости от размера шрифта и др.

 

Таблица

Нарисовать таблицу - создание новой таблицы путем ее рисования.
Добавить - добавление таблицы, строк, столбцов или ячеек.
Удалить - удаление таблицы, выделенных столбцов, строк или ячеек, в которых находится курсор.
Выделить - выделение строки, столбца, ячеек или таблицы целиком.
Объединить ячейки – объединение нескольких выделенных ячеек в одну, при этом все данные также объединяются.
Разбить ячейки - разбиение выделенных ячеек на заданное число строк и столбцов.
Разбить таблицу - разбиение таблицы на две.
Автоформат – автоматическое форматирование таблицы. В списке представлены различные стили оформления таблицы.

Автоподбор - автоматическая настройка ширины и высоты столбцов.
Заголовки - использование выделенной строки в качестве заголовка таблицы, который при печати будет выводиться на каждой странице, если таблица располагается на нескольких листах.
Преобразовать - преобразование таблицы в текст или наоборот.
Сортировка - упорядочение данных в выделенных строках или списке по алфавиту, величине или дате.
Формула - выполнение математических операций в формуле.  В списке выбирается функция, в поле необходимо указать обозначения вычисляемых ячеек. Все столбцы обозначаются буквами (A, B, C ...), строки обозначаются цифрами (1, 2, 3 ...). Обозначение ячейки получается на пересечении столбца и строки (А1, F8 ...).
Отображать сетку - команда позволяет включать и отключать отображение сетки из точечных линий.
Свойства таблицы - задание различных параметров таблицы.

 

Окно   Новое

Новое - создание нового окна с тем же содержимым, что и активное окно, что дает возможность просмотра разных частей документа.
Упорядочить все - вывод всех открытых файлов в отдельных окнах на экране. Использование данной команды упрощает перетаскивание данных между файлами.
Разделить - разделение активного окна на несколько частей. Чтобы убрать разделитель, необходимо перетащить его вниз экрана.

Справка по Microsoft Word - включение справочной системы по редактору Word.
Показать помощника - отображение или удаление помощника с экрана. Помощник в ходе выдает ценные советы и подсказки.
Что это такое - получение короткой справки по любому элементу Word (меню, кнопкам, панелям инструментов и т.д.). После выбора курсор принимает новую форму. Подсказка выводится после установки курсора на интересующий элемент и выполнения щелчка левой кнопки мыши.
Найти и устранить - поиск и устранение ошибок, возникших в программе Word.

 

Работа с таблицами в Word.

В первую очередь создадим таблицу. Нажимаем кнопку Добавить таблицу и указываем размер (количество ячеек в рядах и столбцах). Отмечу сразу, что если создавать таблицу через меню Таблица, Добавить, Таблица, то количество строк и столбцов вводится вручную.

В первой ячейке мигает курсор. Текст будет вводиться в ту ячейку, в которой находится курсор.
Теперь введем слово Наименование в первую ячейку. Обратите внимание: ширина столбца увеличивается вместе с вводом новых букв.

Как самому изменить размер строки или столбца? Для этого ставим курсор на границу столбцов, он принимает новую форму; затем, удерживая нажатой левую кнопку мыши, двигаем границу:

Таким же образом изменяется высота строк, только курсор ставится на границу между строками.
Рассмотрим еще способы выделения таблицы. Для выделения столбца, ставим курсор над ним и щелкаем левой кнопкой мыши:

Чтобы выделить строку, ставим курсор перед ней (слева) и щелкаем левой кнопкой мыши.

Можно также выделять отдельные ячейки. В этом случае курсор необходимо поставить в ее левом верхнем углу, и когда он примет новую форму, нажать левую кнопку мыши.

 

Часто при работе с таблицами необходимо из нескольких ячеек создавать одну. Выделим две ячейки в правом верхнем углу, откроем меню Таблица, Объединить ячейки. Таким образом можно объединять две и более ячеек. Может возникнуть и другая необходимость: из одной ячейки сделать несколько. Для этого выделяем ячейку, выбираем Таблица, Разбить ячейки, затем указываем количество (3 столбца и 2 строки).

После создания таблицы может возникнуть необходимость в добавлении новых строк. Для этого ставим курсор в ту строку, в которую будут добавлены новые, затем выбираем Таблица, Добавить, Строки выше (ниже) и указываем их количество

 

Работа с графикой в Word.

Для этого открываем меню Вставка, Рисунок, Картинки... Выберем любой раздел, там картинку.

Обратите внимание: границы рисунка выделены рамкой.

На рамке есть черные точки. Схватив точку, можно изменить размер рисунка. Угловые изменяют рисунок пропорционально.

Также рисунок можно перетаскивать по документу, вставлять его в любую строку. Для этого хватаем рисунок (желательно) за середину и перемещаем его в нужную позицию.
При необходимости можно изменять параметры рисунка (такие, как яркость, контрастность, цветовая гамма и др.). Щелкнем на рисунке правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выбрать Границы и заливка. Здесь выберем тип границы, ширину линии и цвет.

 

Лекция № 6  (2 часа)

Excel

 

Рабочая книга

Файл Microsoft Excel называется рабочей книгой. Рабочая книга состоит из рабочих листов, имена которых (Лист1, Лист2, …)  выведены на ярлыках в нижней части окна рабочей книги

 

Создание книги

Выберите команду Создать в меню Файл.

Чтобы создать новую пустую книгу, выберите вкладку Общие и дважды щелкните значок "Книга".

Для создания книги по шаблону выберите вкладку Решения или вкладку со списком пользовательских шаблонов, а затем дважды щелкните шаблон, по которому создается книга.

Сохранение новой книги, не имеющей имени

Выберите команду Сохранить как в меню Файл.

В поле Папка укажите диск и папку, в которую будет помещена книга.

Чтобы сохранить книгу в новой папке, щелкните Создать папку.

В поле Имя файла введите имя книги.

Разрешается использовать длинные, описательные имена файлов.

Нажмите кнопку Сохранить.

 

Открытие книги

Нажмите кнопку Открыть

В поле Папка выберите диск, папку или адрес FTP, где находится книга, которую требуется открыть, и затем найдите и дважды щелкните папку, содержащую книгу.

Если найти книгу не удается, можно воспользоваться процедурой поиска файлов.

Дважды щелкните книгу, которую нужно открыть.

Выделение элементов таблицы

Одна из ячеек таблицы всегда является активной. Активная ячейка выделяется рамкой. Чтобы сделать ячейку активной, необходимо клавишами управления курсором подвести рамку к этой ячейке или щелкнуть в ней мышью.

Для выделения нескольких смежных ячеек необходимо установить указатель мыши в одну из ячеек, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, растянуть выделение на всю область. Для выделения нескольких несмежных групп ячеек следует выделить одну группу, нажать клавишу Ctrl и, не отпуская ее, выделить другие ячейки.

 

Построение формул

Структура или порядок элементов в формуле определяет конечный результат вычислений. Формулы в Microsoft Excel подчиняются определенному синтаксису, или порядку, согласно которому в формулу включается знак равенства (=), за которым идут вычисляемые элементы (операнды), разделенные операторами. В качестве операндов могут выступать постоянные значения (константы), ссылки на ячейки или диапазоны ячеек, заголовки, имена или функции.

В Excel действия выполняются слева направо — с учетом приоритета операторов — начиная от знака равенства (=). Порядком вычисления можно управлять с помощью скобок, группируя действия, которые должны выполняться в первую очередь. Например, результатом следующей формулы будет число 8, поскольку Excel выполняет умножение до сложения. В данной формуле число 2 умножается на 3, а затем к результату добавляется число 2.

=2+2*3

 

Создание диаграммы

Для создания листа диаграммы, использующего стандартный тип диаграммы, выделите необходимые данные и нажмите клавишу F11.

Для создания внедренной диаграммы, использующей стандартный тип диаграммы, выделите необходимые данные, а затем нажмите кнопку Создать диаграмму текущего типа

Печать листа, выделенного диапазона или книги целиком

Если на листе Excel задана область печати, будет распечатана только эта область. Если выделен диапазон ячеек и установлен флажок Выделенный диапазон, будут распечатаны ячейки из этого диапазона, а определенные на листе Excel области печати будут пропущены.

Выберите команду Печать в меню Файл.

В группе Вывести на печать выберите необходимый параметр

 

Получение справки от помощника

Ввод вопроса   Если возникает вопрос о программе, входящей в состав Microsoft Office, можно задать его помощнику. Например, для получения справки о форматировании диаграммы напечатайте Как отформатировать диаграмму? в окне помощника.

Автоматическое получение справки   Помощник автоматически предлагает разделы справки и советы по выполняемым задачам — еще до того, как вопрос был задан.

Закрытие рабочей книги

Для закрытия рабочей книги необходимо выбрать в меню Файл команду Закрыть или щелкнуть кнопку r окна книги.

Завершение работы с Microsoft Excel

Для завершения работы с Microsoft Excel необходимо закрыть окно программы (щелкнуть кнопку r окна программы или нажать комбинацию клавиш Alt + F4).

 

Лекция № 7  (2 часа)

Internet

 

ВВЕДЕНИЕ В   INTERNET 

Internet   - крупнейшая в мире компьютерная сеть, и за эту отличительную особенность ее прозвали "сетью сетей".    Internet    выросла из сети ARPAnet,  созданной четверть века назад  для  того, чтобы удовлетворить потребности исследователей и ученых, работавших в США, и нескольких их коллег из других стран. Internet   -  бурно  разросшаяся совокупность компьютерных сетей, опутывающих земной шар, связывающих правительственные, военные,  образовательные и коммерческие институты, а также отдельныхграждан, с широким выбором компьютерных услуг, ресурсов, информации. Комплекс сетевых  соглашений  и  общедоступных  инструментов Internet   разработан с целью создания одной большой сети,  в которой компьютеры,  соединенные воедино,  взаимодействуют имея  множество различных программных и аппаратных платформ.

По существу    Internet    представляет собой компьютерную сеть, предлагающую доступ к информационным и людским ресурсам.   Internet  пользуются уже более 10 млн.  человек,  и ожидается, что через несколько лет это число увеличится до 100 млн. В зависимости от типа просматриваемой  информации  вы можете применять для работы с Internet различные  программы.  Например,  одной  программой  можно пользоваться для обмена электронной почтой,  другой для получения файлов и т.д. 

WWW - это аббревиатура от "World Wide Web" ("Всемирная паутина"). Официальное определение World Wide Web звучит как мировая виртуальная файловая система - "широкомасштабная гипермедиа-среда, ориентированная на предоставление универсального доступа к документам".

Результатом проекта World Wide Web (WWW, W3) является предоставление пользователям сетевых компьютеров достаточно простого доступа к самой разнообразной информации. С любого компьютера, подключенного к Internet, можно свободно установить сетевое соединение с таким сервером и получать от него информацию.

Информационный WWW сервер использует гипертекстовую технологию. Для записи документов в гипертексте используется специальный, но очень простой язык HTML (Hypertext Markup Language), который позволяет управлять шрифтами, отступами, вставлять цветные иллюстрации, поддерживает вывод звука и анимации. В стандарт языка также входит поддержка математических формул.

Основное достоинство WWW состоит в создании гипертекстовых документов, и если Вас заинтересовал какой либо пункт в таком документе, то достаточно "ткнуть" в него курсором для получения нужной информации. Также в одном документе возможно делать ссылки на другие, написанные другими авторами или даже расположенные на другом сервере. Одно из главных преимуществ WWW над другими средствами поиска и передачи информации - "многосредность". В WWW можно увидеть на одной странице одновременно текст и изображение, звук и анимацию.

WWW работает по принципу клиент-сервер, точнее, клиент-серверы: существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему гипермедийный документ - документ, состоящий из частей с разнообразным представлением информации, в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть.

 

Знакомство с обозревателем  Internet Explorer

Обозреватель Internet Explorer упростит как поиск новой информации в Интернете, так и просмотр избранных вами веб-узлов.

После того, как пользователь начнет вводить веб-адрес в адресную строку, появится список похожих адресов, из которого можно выбрать нужный адрес. Если адрес веб-страницы окажется неточным, то Internet Explorer выполнит поиск подходящего адреса среди похожих адресов.

Поиск веб-узлов выполняется нажатием кнопки Поиск на панели инструментов. Затем на панели поиска вводится слово или фраза, по которым и будет выполнен поиск. После появления результатов поиска пользователь может просмотреть отдельные веб-страницы, сохранив при этом список найденных адресов.

Также пользователь может выполнить поиск непосредственно из адресной строки. Для этого нужно ввести наиболее часто встречающиеся названия или слова и Internet Explorer автоматически найдет узел, наиболее соответствующий предмету поиска, а также выведет список прочих подходящих узлов.

Существуют также специальные поисковые сервера, такие как Яндекс, Рамблер, Апорт и др. К наиболее используемым относятся: Yahoo, Яндекс.

Электронная почта (e-mail) - первый и наиболее распространенный из сервисов Интернет.

Электронная почта - типичный сервис отложенного чтения (off-line). Вы посылаете Ваше сообщение, как правило в виде обычного текста, адресат получает его на свой компьютер через какой-то, возможно достаточно длительный промежуток времени, и читает Ваше сообщение тогда, когда ему будет удобно. E-mail очень похож на обычную бумажную почту, обладая теми же достоинствами и недостатками.

 
Программа для работы с Е-Mail,  Outlook Express
Чтение сообщений

После того, как программа Outlook Express загрузит сообщения, или после нажатия кнопки Доставить почту на панели инструментов, сообщения можно читать либо в области просмотра, либо в отдельном окне.

1.                  Щелкните значок папки 'Входящие' на панели Outlook или в списке папок.

2.                  Для просмотра сообщения в области просмотра, щелкните по нему в списке сообщений.

Чтобы отправить сообщение по электронной почте, выполните следующие действия

1.                  На панели инструментов нажмите кнопку Создать сообщение.

2.                  В поле Кому и/или Копия введите адреса электронной почты всех получателей, разделяя их запятыми или точками с запятой ( ; ).

Чтобы выбрать получателей из адресной книги, щелкните по значку с книгой, находящемуся рядом с полями Кому, Копия и СК в окне создаваемого сообщения, и выберите нужные адреса.

3.              В поле Тема укажите тему сообщения.

4.              Введите текст сообщения и нажмите кнопку Отправить на панели инструментов создаваемого сообщения.

Пересылка почтовых сообщений

1.                  Выберите пересылаемое сообщение и в меню Cообщение выберите Переслать.

2.                  Введите через запятую или точку с запятой ( ; ) адреса электронной почты всех получателей.

3.                  Введите текст сообщения и нажмите кнопку Отправить на панели инструментов.


 

В начало

 



Hosted by uCoz